«Звездочка» набирает темп

Детская школа искусств № 2 – одна из старейших в нашем городе. Недавно преподаватели и учащиеся отмечали её 50-летний юбилей. Небольшое, но очень уютное здание, оборудованные, светлые классы. Какими же видами искусства занимаются здесь ребята? Вот класс фортепиано, а из этого класса слышны звуки гитары, учат в этой школе играть на скрипке, грамотно и профессионально петь, есть отделение ИЗО, но самое многочисленное – хореографические отделение.

Более 200 детей обучаются здесь строго по программе хореографической школы и умеют многое: и отрывок из классического балета на пуантах показать, и зажигательную лезгинку станцевать, а еще испанский панадерос и вальс, ча-ча-ча и рок-н-ролл.

– Трудно поступить в вашу школу на хореографическое отделение? - задаю я вопрос заместителю директора по учебной работе заслуженному работнику культуры РД Е.Л. Темирбулатовой.
– Честно говоря, нелегко. Здесь идет очень тщательный отбор по данным. Ведь профессионально танцевать не так просто. У ребенка должна быть природная гибкость, растяжка, легкий и высокий прыжок, кроме того, ярко выраженное чувство ритма, музыкальный слух и развитый в меру его возраста интеллект. К примеру, в этом учебном году при поступлении на хореографическое отделение конкурс у нас составил почти 4 человека на место.

– И где же можно увидеть ваших воспитанников?
– Хореографический ансамбль «Дети Кавказа», созданный на базе школы, уже известен в городе. Ни одно городское мероприятие с участием детей не обходится без его выступления.

– Есть ли возможность где-либо подготовиться к поступлению в вашу школу?
– Для этого у нас существует Центр дошкольной подготовки «Звёздочка». Здесь мы готовим детей к поступлению в школу, причем не только в нашу, но и в общеобразовательную.

– Как давно функционирует этот центр?
– Еще в 1993 году мы пришли к выводу, что надо подготавливать детей перед поступлением в школу. Но тогда это были только изыскания в данной области. Ведь мы привыкли работать со школьниками, а тут – малыши. Методом проб и ошибок пришли к тому, что имеем сейчас.

– Скажите, вы считаете, что детей к школе надо готовить обязательно.
– Еще много лет назад Алла Пугачева пела: «…нынче в школе первый класс вроде института!», так о чем же говорить теперь?

– В чем заключается дошкольная подготовка?
– Словосочетание «дошкольная подготовка» не совсем подходит к тому, что делаем мы. Дошкольная подготовка – это вовсе не подготовка к школе. Объясню, в чем различие. Одно дело научить ребенка читать и писать, и совершенно другое – создать ему условия, приближенные к школьным, при которых он будет этим заниматься. Ведь поступление в 1-й класс – большой стресс для маленького ребенка, тем более сейчас, когда дети идут в школу не с 7-ми лет, как раньше, а с 6-ти. Для маленького ученика школа – это большой и неизведанный новый мир, в котором надо очень быстро адаптироваться, да при этом еще и трудиться. Ну как здесь не растеряться? А попробуй-ка высидеть за партой целых 40 минут, когда привык играть, бегать и вообще заниматься всем, чем захочется! Вот потому-то мы и делаем все, чтобы наш выпускник, придя впервые в школу, был готов к тому, с чем он там столкнется: дисциплина в классе, оценка знаний, домашние задания, свое место в коллективе, умение быстро переключиться с одного предмета на другой, рациональное распределение времени занятий и т.д.

– Так у вас и занятия проходят так же серьезно, как в школе? А не трудно ли это для ребенка?
– У нас 2 возрастные группы: от 3-х до 4,5 года и от 4,5 до 6,5 года. Обе они получают проверенный временем и точно выверенный набор предметов, который им, несомненно, в дальнейшем пригодится. Это – английский язык (урок проводится с игрушками, в разговорной форме); музыка и ритмика (развивают слух, чувство ритма, а вокальные упражнения полезны всем без исключения детям, они развивают правильное дыхание, очень хороши при заикании); рисование (дети учатся держать карандаш и изображать на бумаге свой, только им понятный мир, их рисунки развивают воображение; здесь же предусмотрены занятия лепкой, которые необходимы для развития мелкой моторики, а также бумажная пластика, что развивает объемное мышление); на уроках гимнастики и хореографии большое внимание уделяется растяжке, развитию координации движений и подготовке к поступлению к нам в школу на хореографическое отделение; на уроках логики психолог учит детей не просто думать, а мыслить логически; и, наконец, урок с логопедом, где дети учатся правильно произносить звуки и слова. И все эти занятия проводятся в очень доступной, игровой форме. Практика показала, что это совершенно не утомительно для ребенка, более того ребята с удовольствием ходят на уроки.

Не могу не отметить также, что на всех этих занятиях преподаватели очень внимательно отслеживают, к какому виду искусства у ребенка имеются природные наклонности, стараются развивать их и ориентируют далее на поступление в нашу школу на то или иное отделение. И это правильно. Ведь ребенку куда комфортнее прийти в школу, к которой он привык, и к педагогам, которых он уже знает. Этим набором предметов ограничивается возрастная группа 3-4,5 года.

А в группе от 4,5 до 6,5 года, кроме вышеназванных, проводятся еще и занятия по чтению, математике и письму. И именно эти предметы изучаются достаточно серьезно, почти как в школе, но с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Хочу также добавить, что количество детей в группах не превышает 12-ти, что и создает в идеале щадящую и, если можно так выразиться, мини-школьную обстановку.

– К вам дети ходят ежедневно?
– Нет. В этом нет необходимости. Тем более занятия с детьми более 2-3-х раз в неделю и более 2,5 часа подряд противоречат санитарным нормам. Они очень быстро утомляются, начинают капризничать и отказываются идти на занятия или вообще выказывают полное безразличие ко всему происходящему. Чрезмерными нагрузками на хрупкую детскую психику можно отбить у ребенка охоту учиться. Дети – это дети, и не надо отнимать у них это счастливое время, ведь оно так коротко!

– То есть усталости после занятий ребятишки не чувствуют?
– Во всяком случае, мы делаем все для этого. У нас кабинетная система, т.е. каждый урок проходит в другом классе. Это дает возможность ребенку быстро перестроиться с одного предмета на другой, кроме того, занятия по более серьезным предметам, таким как чтение и математика, чередуются с подвижными – ритмикой, гимнастикой, а потом можно отдышаться и спокойно порисовать.

– Есть ли какие-то требования к одежде ребенка?
– Только на занятиях по гимнастике и хореографии. Это обязательное требование. На уроке у специалиста-хореографа просто недопустимо находиться без общепринятой формы. Это воспитывает, подтягивает, кроме того, педагогу четко видно, у кого из детей намечается сколиоз или сутулость, и он сразу обратит на это внимание. Занятия по этим предметам проходят в профессионально оборудованном зале, отвечающем всем требованиям – зеркальная стена, станки и как обязательное условие – деревянные полы. Так что надо, как говорится, соответствовать!

– А домашние задания бывают?
– Ну, конечно же, бывают! Разве можно научиться читать, не читая, и писать, не практикуясь в этом ежедневно? Никакой учитель не сможет научить ребенка писать (ведь это – моторика мышц, которую надо тренировать), если не заниматься этим постоянно. А как запомнить английские слова, если их не повторять? Просто задания минимальны, и их выполнение не занимает много времени и не требует больших усилий. Другое дело, что некоторые родители не хотят помочь своим детям. Они считают: вот отдали ребенка в детский сад, на подготовку к школе, в школу, наконец, так пусть педагоги с ним и занимаются. Таким родителям приходится разъяснять, что это – их дети. А педагог – не репетитор. И чем больше они подарят внимания, времени и любви своему ребенку, чем больше будут помогать ему в такое сложное для него время, тем большую отдачу в виде благодарности, взаимопонимания и счастья быть нужным своим детям получат впоследствии.

– Скажите, как вы относитесь к инновационным методикам занятий с детьми.
– Инновации – это, конечно, хорошо. Но над своим ребенком я не стала бы экспериментировать. Превзойти хорошо сбалансированные, проверенные временем и дающие прекрасные результаты методики очень сложно. Только что чуть не наломали дров со школьной реформой. Так стоит ли рисковать?

– И сколько же деток с подготовкой в «Звёздочке» учатся теперь в общеобразовательных школах города?
– Честно говоря, затрудняюсь сказать. С 1993 года (когда мы еще «Звёздочкой» не были (назывались) и до настоящего времени можно насчитать сотни. Могу сказать только, что многие из них уже далеко не школьники и часто приводят к нам своих младших братьев и сестер, памятуя о том, как им нравилось у нас учиться.

– А многие ли выпускники «Звёздочки» продолжают обучение в вашей школе?
– Безусловно. Почти половина контингента школы – выпускники нашего Центра дошкольной подготовки.

– Ну что ж, остается только поблагодарить вас за столь подробный рассказ и пожелать Детской школе искусств № 2 и Центру дошкольной подготовки «Звёздочка» талантливых воспитанников и успехов в вашем благородном труде.

Марина ИБРАГИМОВА

← Назад