Подготовка к школе
Нужно ли вообще готовить ребенка к школе?
Несомненно! Ведь овладение начальными формами учебной деятельности и участие в коллективных играх и труде приводит к интенсивному развитию волевых и эмоциональных качеств личности ребенка; развивается организованность, дисциплинированность. Все это важно для общего развития ребенка, для подготовки его к учению в современной школе и жизни в классном коллективе.
Впервые попадая к нам, почти все родители задают вопрос: «А есть ли у вас дошкольная подготовка?»
Словосочетание «дошкольная подготовка» не совсем подходит к тому, что делаем мы. Дошкольная подготовка – это вовсе не подготовка к школе. Объясню, в чем различие. Одно дело научить ребенка читать и писать, и совершенно другое – создать ему условия, приближенные к школьным, при которых он будет этим заниматься. Ведь поступление в 1-й класс – большой стресс для маленького ребенка, тем более сейчас, когда дети идут в школу не с 7-ми лет, как раньше, а с 6-ти. Для маленького ученика школа – это большой и неизведанный новый мир, в котором надо очень быстро адаптироваться, да при этом еще и трудиться. Ну как здесь не растеряться? А попробуй-ка высидеть за партой целых 40 минут, когда привык играть, бегать и вообще заниматься всем, чем захочется! Вот потому-то мы и делаем все, чтобы наш выпускник, придя впервые в школу, был готов к тому, с чем он там столкнется: дисциплина в классе, оценка знаний, домашние задания, свое место в коллективе, умение быстро переключиться с одного предмета на другой, рациональное распределение времени занятий и т.д.
В группе подготовки к школе занимаются дети от 4,5 до 7 лет, и основными здесь являются занятия по чтению, математике и письму. И именно эти предметы изучаются достаточно серьезно, почти как в школе, но с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка — ведь дети такого возраста очень по-разному усваивают преподаваемый материал: кому-то достаточно один раз объяснить тему, а другому для того, чтоб понять новый материал нужно 2 -3 занятия. Хочу также добавить, что количество детей в группах не превышает 12-ти, что и создает в идеале щадящую и, если можно так выразиться, мини-школьную обстановку.
Отдельная тема – домашние задания. Разве можно научиться читать, не читая, и писать, не практикуясь в этом ежедневно? Никакой учитель не сможет научить ребенка писать (ведь это – моторика мышц, которую надо тренировать), если не заниматься этим постоянно. А как запомнить английские слова, если их не повторять? Просто задания минимальны, и их выполнение не занимает много времени и не требует больших усилий. Другое дело, что некоторые родители не хотят помочь своим детям. Они считают: вот отдали ребенка в детский сад, на подготовку к школе, в школу, наконец, так пусть педагоги с ним и занимаются. Таким родителям приходится разъяснять, что это – их дети. А педагог – не репетитор. И чем больше они подарят внимания, времени и любви своему ребенку, чем больше будут помогать ему в такое сложное для него время, тем большую отдачу в виде благодарности, взаимопонимания и счастья быть нужным своим детям получат впоследствии.
Наиболее часто задаваемый родителями вопрос: «Почему дети не ходят на занятия ежедневно?»
В этом нет необходимости. Тем более занятия с детьми более 2-3-х раз в неделю и более 2,5 часа подряд противоречат санитарным нормам. Они очень быстро утомляются, начинают капризничать и отказываются идти на занятия или вообще выказывают полное безразличие ко всему происходящему. Чрезмерными нагрузками на хрупкую детскую психику можно отбить у ребенка охоту учиться. Дети – это дети, и не надо отнимать у них это счастливое время, ведь оно так коротко!
Итак, в группе подготовки к школе проводятся занятия по следующим предметам:
чтение, письмо: учимся читать и писать по программе дошкольной подготовки;
математика: элементарные навыки счета, математических действий по программе дошкольной подготовки;
английский язык: урок проводится с игрушками, в разговорной форме;
музыка: слушание инструментальной музыки, а также широкое использование музыкального материала в самостоятельной деятельности детей и при показах доставляют им много радости и эстетических переживаний, дают яркие художественные музыкальные впечатления, развивают слух, чувство ритма, а вокальные упражнения полезны всем без исключения детям, они развивают правильное дыхание, очень хороши при заикании;
рисование: дети учатся держать карандаш и изображать на бумаге свой, только им понятный мир, их рисунки развивают воображение; здесь же предусмотрены занятия лепкой, которые необходимы для развития мелкой моторики, а также бумажная пластика, что развивает объемное мышление;
на уроках гимнастики и хореографии большое внимание уделяется растяжке, развитию координации движений и подготовке к поступлению к нам в школу на хореографическое отделение;
на уроках логики детский психолог учит детей не просто думать, а мыслить логически;
развитие речи: художественное слово радует их, вызывает разнообразные чувства и помогает лучше понять смысл стихотворения или сказки; под воздействием художественного слова дети овладевают богатством звучания и форм языка, на котором они общаются, приобретают богатую фантазию, импровизацию, хорошую дикцию, правильное дыхание и, самое главное, уверенность в себе;
урок с логопедом, где дети учатся правильно произносить звуки и слова.
Комплексные занятия в группе подготовки к школе проводятся 3 раза в неделю – суббота, воскресенье и один будний день согласно расписанию. Продолжительность занятий 2,5 часа.